Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2010 JoomlaWorks, a business unit of Nuevvo Webware Ltd.

Опрос

Кем Вы работаете?
 

Avatar

 

За последние 5 лет перечень нормативно-технических документов в области разметки автомобильных дорог в России изменился и расширился. Прекратил действие ГОСТ 13508-74 [19], вместо него введен ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования» [20]. В этом стандарте введены понятия постоянной и временной разметки и ее функциональной долговечности. Функциональная долговечность определяется как период времени, в течение которого разрушение разметки на любом контрольном участке протяженностью 50 м не превышает по площади 25% для термопластика или других долговечных материалов и 50% - для краски. Нормированная стандартом функциональная долговечность постоянной разметки составляет 6 мес. для красок и 12 мес. для пластиков. Постоянная разметка должна быть белого или желтого цветов.

Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожно-строительных работ или других событий, потребовавших ее введения. Временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение.

ГОСТ Р 51256-99 содержит также ряд требований, которые относятся к разметочным материалам: светотехнические характеристики, время высыхания (твердения) нанесенной разметки, устойчивость к воздействию воды и раствора соли.

Применение разметки нормирует ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения технических средств организации дорожного движения» [21].

В процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» [22] в отношении светотехнических характеристик и коэффициента сцепления.

Применение дорожных световозвращателей (катафотов) нормирует ГОСТ Р 50971-96 «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения» [23].

Для нанесения разметки на усовершенствованные покрытия автомобильных дорог и элементы дорожных сооружений до настоящего времени действующим документом являлись BCН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» [24], взамен которых в настоящее время разрабатываются Методические рекомендации по разметке автомобильных дорог.

Правила выбора материалов для разметки дорог в зависимости от условий эксплуатации, технические требования к материалам, методы испытаний, техника безопасности при работе с ними, перечень материалов, существующих на рынке России, изложены в «Методических рекомендациях по выбору и применению материалов для разметки дорог», разработанных ФГУП «Союздорнии» [25], и «Методических рекомендациях по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог», разработанных совместно ФГУП «Союздорнии» и МАДИ (ГТУ) [26].

Производители работ по разметке пользуются также ведомственным документом ВН 01-01 «Временные технические требования к горизонтальной разметке городских магистралей и улиц. Правила нанесения и демаркировки» [27] и «Справочным пособием по разметке автомобильных дорог» [28]. Эти документы, кроме требований по функциональной долговечности разметки из различных материалов, содержат правила нанесения дорожной разметки и порядок контроля ее качества (входной, операционный и приемочный). Они включают также требования к климатическим условиям при нанесении разметки: температуре воздуха и покрытия, влажности.

Разработаны Методические рекомендации по методам испытаний адгезии [29] и износа разметки по площади [30], а также по нанесению разметки красками безвоздушным способом [31].

Перечисленные нормативно-технические и методические документы не охватывают всего комплекса требований, процессов, действий, мероприятий, связанных с разметкой. Ситуация усугубляется тем, что единственным нормативным документом, обязательным для исполнения в нашей стране, является государственный стандарт, а на сегодняшний день нет стандарта, нормирующего требования к разметочным материалам и методам их испытаний.

Поскольку ГОСТ Р 51256-99 является основным нормативным документом по разметке, необходимо рассмотреть его подробнее.

Параметры, которые ГОСТ Р 51256-99 нормирует для материалов, следующие: светотехнические характеристики, коэффициент сцепления, время отвердевания (высыхания), устойчивость к статическому воздействию жидкостей (воды и раствора соли), функциональная долговечность.

В табл. 1 показаны светотехнические характеристики дорожной разметки, которые включают четыре параметра. Первые два параметра (цвет и коэффициент яркости) характеризуют разметочный материал. Они должны быть нормированы в технических условиях и измерены при входном контроле материала, кроме того, они должны быть испытаны при операционном, приемочном контроле и в процессе эксплуатации разметки. Их изменение в процессе эксплуатации разметки определяется свойствами материала.

Таблица 1

Светотехнические характеристики дорожной разметки

Нормируемый параметр

Норма

Метод испытания, прибор

Цвет по эталону (координаты цветности)

Белый

Жёлтый

Оранжевый

(координаты х и у)

Визуально или с помощью спектрофотометра

Коэффициент яркости для цветов:

Зависит от категории автомобильной дороги и типа покрытия, но не менее:

Блескомер фотоэлектрический, например, БФ5 45/0/45

белого

0,30-0,60

желтого

0,20-0,40

оранжевого

0,15-0,30

Коэффициент яркости при диффузном освещении (дневная видимость) - QD- для цветов:

Зависит от категории автомобильной дороги (I, II, III), но не менее:

Измерение плотности рассеянного света, отраженного разметкой и попадающего в глаза водителю

белого

100-160

желтого

80-100

оранжевого

80-100

Коэффициент световозвращения (ночная видимость) - RL

Зависит от категории автомобильной дороги (I, II, III), по не менее:

Измерение плотности света фар автомобиля, отраженного разметкой и попадающего в глаза водителю

при сухом покрытии для цветов:

белого

100-300

желтого

80-200

оранжевого

50-150

при мокром покрытии для цветов:

белого

25-50

желтого

15-40

оранжевого

10-35

Необходимо отметить, что нормы по коэффициенту яркости разметки на цементобетонном покрытии нуждаются в корректировке. Для повышения контрастности и видимости разметки белого цвета на цементобетонном покрытии для автомобильных дорог I категорий и магистральных улиц непрерывного движения рекомендуемый коэффициент яркости разметки не менее 0,8.

Третий (QD) и четвертый (RL) параметры табл.1 являются свойствами разметки, на которую нанесены стеклянные световозвращающие микрошарики. Эти свойства разметки зависят в наибольшей степени от свойств использованных микрошариков и в наименьшей степени - от свойств разметочного материала.

Необходимо отметить, что коэффициент яркости при диффузном освещении (дневная видимость разметки, QD) в настоящее время не нормирован в ГОСТ Р 51256-99. Его нормирование вводится проектом Изменения № 1 к указанному стандарту, разработанным в настоящее время МАДИ (ГТУ). Нормы поданному параметру приведены в работах [26, 32]. По рекомендации специалистов Технического комитета 278 «Безопасность движения» принятое наименование этого параметра «коэффициент видимости горизонтальной дорожной разметки при рассеянном дневном и искусственном освещении» [32].

Для измерения параметров RL и QD существуют зарубежные приборы фирм Zentner (Германия) и Delta (Дания). Первый образец отечественного прибора для измерения коэффициента световозвращения РДР разработан и изготовлен в настоящее время в Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова (г. Санкт-Петербург) [33] Для параметров RL и QDустановлены нормы европейского стандарта EN 1436, так как в России нет достаточного набора статистических данных по ним. После набора статистики, возможно, эти нормы будут скорректированы.

Коэффициент сцепления разметки по норме ГОСТ Р 51256-99 может отличаться от коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием не более чем на 25%. Норматив по данному параметру предполагает его определение для материала разметки, нанесенного на материал дорожного покрытия (асфальтобетон или цементобетон).

Если коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием составляет не менее 0,4, коэффициент сцепления разметки может быть равным 0,3, что соответствует норме ГОСТ 50597-93. Однако при величине коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием менее 0,4, нормированная величина коэффициента сцепления разметки будет менее 0,3, что противоречит ГОСТ 50597-93 и не соответствует безопасным условиям движения. Поэтому необходимо установить норму по коэффициенту сцепления не менее 0,3, внеся соответствующую корректировку в ГОСТ Р 51256-99, тем более, что технология нанесения термопластичных материалов на покрытие автомобильной дороги позволяет использовать в их составе в качестве наполнителя песок и другие абразивные добавки для повышения коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием, а также стеклянные микрошарики.

Для измерения коэффициента сцепления нормирован прибор ПКРС-2, в котором используют колесо, имеющее шину с протектором, а также другие приборы, показания которых приведены к показаниям ПКРС-2. Такими приборами являются, например, приборы ППК-МАДИ и МП-3 (Союздорнии), в которых используется принцип маятника. Последний является прибором типа SRT, нормируемого Европейским стандартом EN 1436 (рис. 1).

Прибором ПКРС-2 невозможно измерить коэффициент сцепления в лабораторных условиях. В то же время этот параметр должен быть нормирован в технических условиях на разметочный материал и испытан при его входном контроле. Особенно это касается пластиков (термопластиков, холодных пластиков, спрейпластиков), которые наносят на покрытие автомобильной дороги слоем толщиной более 1 мм. При увеличении толщины слоя разметки красками до 500-700 мкм измерение коэффициента сцепления становится актуальным и для красок.


© 2024 Всё для дорожников-Программы,СНиПы,Книги. Все права защищены.

ДорТверь © 2013 Все права защищены.

Все используемые аудиовизуальные материалы, ссылки на которые размещены на сайте, являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. Вы можете использовать эти материалы только в том случае, если использование производится с ознакомительными целями. Эти материалы предназначены только для ознакомления - для прочих целей Вы должны купить лицензионную запись. Используемый формат кодирования аудиовизуальных материалов не может заменить качество оригинальных лицензионных записей. Все записи представлены в заведомо заниженном качестве. Eсли Вы оставляете у себя в каком-либо виде эти аудиовизуальные материалы, но не приобретаете соответствующую лицензионную запись - Вы нарушаете законы об Интеллектуальной собственности и Авторском праве, что может повлечь за собой преследование по соответствующим статьям существующего законодательства.