Практика применения модификатора дорожных покрытий «Унирем» с добавками из высокодисперсной резины показывает, что асфальт с «Униремом» в Москве изнашивается в 2 раза медленнее.
Асфальт — это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка, которая «склеивается» битумом.
Отечественный синтетический битум, который служит основным связующим в дорожных покрытиях, обладает рядом существенных недостатков: слишком узким интервалом пластичности и слишком низким комплексом основных свойств, необходимых для создания высококачественных покрытий, особенно при температурах ниже нуля.
Возникает настоятельная потребность в улучшении свойств битума путем введения в него модифицирующих добавок. Современные модификаторы должны обладать хорошей смачиваемостью по отношению к битуму и достаточно хорошей сыпучестью, что обеспечивает равномерное введение модификатора в битум. Они должны обладать также достаточновысокой термостойкостью, поскольку смешение их с битумом осуществляют при повышенных температурах (выше температуры текучести битума) вплоть до 180-200°С. Введение модификаторов в битум должно обеспечивать увеличение адгезии битумного связующего к минеральным компонентам в несколько раз, а также заметное увеличение температурного интервала пластичности и деформируемости.
Перспективным модификатором нефтяного битума является измельченная шинная резина, запасы которой в стране увеличиваются с каждым годом. Что интересно, конгресс США еще в 1982 г. принял «Закон об автомагистралях», установив 5-ти процентное увеличение федерального финансирования на любые проекты по созданию дорожных покрытий с использованием рециклизованной шинной резины.
На дорожный рынок в России в настоящее время выходит модификатор «Унирем», как раз созданный на основе резинового порошка из измельченных отработанных шин. Этот резиновый порошок существенно отличается от всех, предлагаемых на рынке.
Универсальный модификатор асфальтобетонов «Унирем» представляет собой сыпучий композиционный материал на основе активного порошка дискретно девулканизованной резины, получаемого методом высокотемпературного сдвигового измельчения из несортированных отработанных автопокрышек отечественного и импортного производства.
Разработчиком данного метода является Институт химической физики им. Н.Н.Семенова РАН, а эксклюзивным разработчиком и изготовителем соответствующего измельчающего оборудования (роторных диспергаторов) — ООО «Новый каучук».
Модификатор «Унирем» применяется при производстве любых типов асфальтобетонов «сухим способом». Применение «Унирем» не требует переналадки оборудования асфальтобетонных заводов и/или изменения температурно-временных режимов приготовления асфальтобетонной смеси. Модификатор «Унирем» не требует предварительного подогрева и вводится в смеситель асфальтобетонной смеси одновременно с битумом или сразу же после введения битума. При производстве ЩМА с «Унирем» не возникает необходимости использования стабилизирующих добавок на основе целлюлозного волокна.
«Унирем» вводят на стадии перемешивания минеральных составляющих асфальта, затем вводят горячий битум, после чего смешение продолжается в течение полутора-двух минут. За это время резиновые частицы распадаются в горячем битуме на микроблоки, поверхность которых во время перевозки и укладки дополнительно набухает и разрыхляется с одновременным образованием химических связей между резиновыми кластерами и молекулами битума. Таким образом, в асфальтобетонной смеси образуется структурированное на микро- и наноуровне резино-битумное вяжущее.
Проведенные испытания показали, что модификатор «Унирем» выгодно отличается от большинства полимерных модификаторов, использование которых требует приготовления полимернобитумного или резинобитумного вяжущего. Исследования, выполненные специалистами ФГУП «РосдорНИИ» по исследованию качества асфальтобетонов с добавкой модификатора «Унирем», позволили сделать заключение о том, что дорожные покрытия с добавкой «Унирем» относятся к материалам повышенной долговечности и характеризуются повышенной сдвигоустойчивостью; устойчивостью к колееобразованию, повышенной водостойкостью; повышенной устойчивостью к трещинообразованию.
Результаты опытно-экспериментального внедрения в асфальтобетонных покрытиях модификатора «Унирем» при строительстве, капитальном ремонте и ремонте участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения были заслушаны на совещании в РОСАВТОДОРЕ 28 мая 2008 г. Отмечалось, что проведенные в течение трех лет наблюдения за состоянием асфальтобетонных покрытий с применением модификатора «Унирем» показали их соответствие нормативным требованиям в течение периода эксплуатации, при этом ряд показателей находится на более высоком уровне, чем у традиционных асфальтобетонов. Результаты наблюдения на участках автодороги М-10 «Россия» свидетельствуют о повышении усталостной прочности асфальтобетона при введении в его состав модификатор «Унирем».
В 2008 гг. на федеральных и региональных трассах было уложено около 121,5 тыс. кв.м. дорожных покрытий с применением модификатора «Унирем», в т.ч. в Москве, С.-Петербурге, Белгородской, Воронежской, Смоленской областях, Н.-Новгороде, Минеральных водах.
В 2009 году РОСАВТОДОРОМ согласован «Стандарт организации» по выпуску модификатора «Унирем». Таким образом, модификатор «Унирем» разрешен для широкого применения при проведении дорог по ремонту и укладке новых дорожных покрытий. Объем реализованной продукции в мае 2009 года превысил 150 тонн.
Опытно-промышленное производство модификатора «Унирем» расположено в г. Подольске, Московской области. Мощность производства высокодисперсной резины невелика ? работает опытное производство. Портфель заказов на 2010 год уже превышает 5000 тонн.
Проект увеличения мощности производства до 10 тысяч тонн модификатора в год, а также проект строительства нового завода мощностью до 30-40 тыс. т. модификатора в год поддержан Корпорацией «РОСНАНО». Совместно с Институтом химической физики РАН ООО «Новый каучук» планирует разработать целый ряд модификаторов, предназначенных для использования в различных климатических зонах.
Производство модификатора «Унирем» позволяет в полной мере разрешить и экологические проблемы, связанные с накоплением отработанных автопокрышек. Требуется примерно 10 т модификатора на 1 км шоссе, и как показывает прямой расчет, практически все накапливаемые в России шины можно с успехом использовать в дорожном строительстве.
Комментарии