ВВЕДЕНИЕ
Высшее и среднее образования занимает особое место в комплексе задач, решаемых на современном этапе, подвергающиеся реформированию.
Основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в дорожной отрасли выполняются научно- исследовательскими институтами: РосдорНИИ , СоюздорНИИ и учебными заведениями: МАДИ (ГТУ) и его филиалами, Сибирский-СибАДИ, и другими институтами.
Цель осуществляемых преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров, более эффективное использование научного потенциала вузов, укрепление связи вузовской науки с производством.
С первых лет обучения студенты должны привлекаться к научно-исследовательской и конструкторской работе, участвовать во внедрении ее результатов в производство. Только так можно воспитать настоящих, творчески думающих специалистов.
Интересы общества требуют повышения престижности инженерного труда, подготовки специалистов на современном уровне, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками.
Дипломный проект является заключительным этапом учебного процесса при подготовке инженера-строителя. При выполнении дипломного проекта студент обязан решать комплексную задачу, исходя из современных требований производства и условий хозяйства, использовать все передовое в науке и практике, а также научные и конструкторские разработки, выполненные им во время учебы в институте. При этом в экономической части проекта, расчет затратного механизма, следует выполнять в соответствии с новыми формами организации труда в строительном производстве на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования (коллективный, бригадный, арендный подряд и т. д.).
Качественно выполненный студентом дипломный проект в значительной степени повысит уровень его подготовки. Эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени определяется научно-техническим прогрессом. Основой его является научно-техническая деятельность, направленная на получение, распространение и применение новых знаний для решения экономических, технологических, инженерных и иных проблем дорожного хозяйства. На перспективу перед дорожной наукой в качестве основной задачи ставится разработка норм, технической и инновационной продукции, экономических, дорожных технологий и конструкций, повышение надежности и сроков службы дорог и дорожных сооружений за счет использования усовершенствованных и качественных дорожно-строительных материалов, современных методов организации производства дорожных работ.
Студент, обучающийся в институте, знакомится, изучает или принимает непосредственное участие в разработке новых научных исследований, отражая их в своем дипломном проекте, тем самым повышает уровень знаний.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Цель дипломного проектирования - систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента: детальное изучение материалов в соответствии с темой проекта и заданием на дипломное проектирование; развитие навыков расчета; конструирования и выполнения графических работ; умение самостоятельно решать сложные технологические и инженерные вопросы, поставив на одно из первых мест решение вопросов, связанных с энергосбережением, освоением малоотходных и безотходных технологий, развитием биотехнологии, повышением качества продукции, ростом производительности труда на основе внедрения достижений научно-технического прогресса.
Дипломный проект является самостоятельной творческой работой студента, на основе которой Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении ему квалификации инженера-строителя.
Дипломный проект должен характеризовать степень усвоения студентом всех курсов и дисциплин, предусмотренных учебным планом; способность выполнять технические, экономические и графические работы, применять передовые достижения науки и техники, передовой опыт строительного производства и умение пользоваться современными методами исследования.
Допускается включение в объем дипломного проекта экспериментальной работы с элементами научных исследований при соответствующем сокращении расчетно-графической части. Особое внимание должно быть уделено экономии и бережливости, механизации и автоматизации производственных процессов, базирующихся на принципиально новых технологических системах, технике последних поколений, новых видах материалов и технологий. При работе над проектом студент должен показать не только способность проектирования, но и умение анализировать возможные варианты решений в разрезе их технической и экономической целесообразности. За принятые в дипломном проекте технические решения и за правильность расчетов отвечает студент — автор проекта.
Тематика дипломных проектов устанавливается профилирующей выпускающей кафедрой. По трудоемкости они должны соответствовать времени, отведенному на дипломное проектирование по учебному плану. Количество дипломных проектов, разрабатываемых на кафедре, устанавливается Ученым Советом факультета.
Студенту предоставляется право выбора темы дипломного проекта, в соответствии с профилем выполняемой им работы, с его интересами и наклонностями в пределах установленного для кафедры лимита. Студент может предложить для дипломного проекта свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. Обоснование выбора темы проекта производится на основе анализа существующей технологии, уровня механизации, целесообразности разработки данного проекта с целью получения преимуществ, которые должны быть получены по сравнению с существующей технологией в хозяйстве.
При разработке дипломных проектов по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог и производственных баз строительства является применение новых технологических решений с применением комплексной механизации.
Конструкторская часть (деталь проекта) является обязательным разделом в дипломном проекте, в которой дается более детальная разработка элемента, узла и т.п. по теме дипломного проекта.
Студент, успешно окончивший теоретический курс обучения, но не выполнивший дипломного проекта в установленный срок, может быть в течение трех лет зачислен ректором вуза в число студентов для работы над дипломным проектом и защиты его при условии предоставления положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю избранной в вузе специальности. Если студент по истечении трех лет после окончания вуза не смог выполнить и защитить дипломный проект, ему выдается академическая справка установленного образца.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
После окончания студентом четвертого курса он выбирает тему дипломного проекта на выпускающей кафедре, которая назначает руководителя проекта.
Обучаясь на выпускном курсе студент вместе с руководителем уточняет тему дипломного проекта и пишет заявление установленного образца (прил.1) на имя заведующего кафедрой с просьбой закрепить за ним данную тему.
Как показывает многолетняя практика, заблаговременный выбор и закрепление темы дипломного проекта дает студенту возможность уже в период обучения собрать обширный материал к проекту, провести необходимые эксперименты, продумать многие варианты решений и предварительно согласовать их с руководителем проекта вовремя последней сессии. Как правило, такие проекты отличаются глубиной и тщательностью проработки, оказываются полезными для производства и рекомендуются ГАК к внедрению, лучше оформлены и почти всегда высоко оцениваются.
Студент-выпускник знакомится на кафедрах с тематикой проектов и подают на имя заведующего профилирующей кафедры заявление (прил.1) с просьбой закрепить за ним выбранную тему дипломного проекта. На основании поданного заявления заведующим кафедрой составляется список студентов по установленной форме и представляется в деканат для издания приказа.
Окончательное закрепление за студентом темы дипломного проекта, с указанием руководителя и консультантов, оформляется приказам по институту не позднее направления студента на преддипломную практику.
В соответствии с темой дипломного проекта руководитель выдает студенту задание по изучению производства и по сбору материала по теме дипломного проекта.
После завершения теоретического курса студенту выдается задание на дипломный проект, составленное руководителем по установленной форме (прил.2) и утвержденное заведующим кафедрой.
Работа над дипломным проектом выполняется студентом, как правило, в стенах вуза, с предоставлением ему определенного рабочего места и обеспечением необходимыми справочниками, научно-технической литературой, типовыми проектами, материалами.
На студента, занятого дипломным проектированием, распространяется обычный порядок работы вуза (не менее 6 часов в день).
В течение первой недели дипломного проектирования руководитель, при участии студента, утверждает ему детально разработанный календарный график на весь период дипломного проектирования с указанием очередности сроков выполнения отдельных этапов проекта.
В сроки, установленные деканатом факультета, но не реже чем один раз каждые полмесяца, студент обязан отчитываться о выполненной работе перед своим руководителем, который на основе календарного плана работы студента фиксирует степень готовности дипломного проекта (в процентах к общему объему работы).
Руководитель помогает студенту организовать работу над выполнением проекта. Он осуществляет методическое и организационное руководство работой студента. Определяет общее направление проекта, помогает в выборе конкретных путей решения задачи и осуществляет проверку дипломного проекта. Однако ответственность за своевременное выполнение проекта, в установленном объеме, за принятые в проекте технические решения и оформление проекта несет студент-дипломник.
Деканат факультета и заведующий выпускающей кафедрой регулярно наблюдают за ходом дипломного проектирования, требуя от студента выполнения календарного графика работы и осуществляя необходимый методический инструктаж преподавателей.
Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, просматривает и подписывает руководитель. Руководитель подписывает расчетно-пояснительную записку и чертежи, пишет отзыв о проделанной студентом работе и представляет проект заведующему кафедрой. В отзыве руководитель отмечает проявленную студентом инициативу, степень самостоятельности при выполнении проекта и т. д.
Заведующий кафедрой после ознакомления с проектом и отзывом руководителя решает вопрос о допуске студента к защите проекта и при положительном решении ставит свою подпись на титульном листе. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломного проекта, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседания кафедры представляется через деканат факультета на утверждение ректору института.
Дипломный проект, допущенный к защите, сдают в деканат и затем направляют на рецензию.
Состав рецензентов подбирается заведующим выпускающей кафедрой и утверждается деканом факультета. В качестве рецензентов привлекаются специалисты производства, а также профессора и преподаватели института, если они не работают на выпускающей кафедре, по которой выполняется проект. Одновременно с проектом рецензенту дается памятка, в которой указывается, на какие вопросы необходимо обратить внимание при рецензировании, и к какому сроку представить рецензию. Реальные проекты, выполненные по заказу хозяйства или предприятия, предварительно просматриваются заказчиком, который дает по нему заключение. Студент, автор проекта, до заседания Государственной экзаменационной комиссии должен быть ознакомлен с содержанием рецензии, чтобы иметь возможность при защите проекта ответить на замечания рецензента.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
Государственная аттестационная комиссия (ГАК) создается ежегодно по каждой специальности в составе председателя и членов комиссии.
Председатель ГАК назначается из числа наиболее крупных специалистов производства или ученых, не работающих в данном институте. Состав членов комиссии назначается ректором института. В состав ГАК на правах ее членов входят ректор вуза или один из проректоров, декан факультета или его заместитель, заведующие кафедрами, профессора или доценты кафедр общенаучных и общеинженерных дисциплин, экономики и организации производства, охраны труда и других отдельных профилирующих дисциплин, а также представители производства.
Расписание работы ГАК утверждается проректором по учебной работе по представлению декана факультета и доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до начала защиты дипломных проектов.
До начала защиты дипломных проектов деканатом представляются в ГАК следующие документы:
1. Списки студентов, допущенных к защите дипломных проектов.
2. Справка о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках по теоретическим дисциплинам, курсовым проектам и работам, производственной практике.
3. Характеристика студента.
4. Отзыв руководителя дипломного проекта.
5. Рецензия на дипломный проект.
По желанию студента в ГАК могут быть представлены и другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненного дипломного проекта (изготовленные приспособления, приборы, детали и другие образцы, а также отзывы с производства, авторские свидетельства, акты о внедрении и т. д.).
Защита дипломных проектов проводится на открытом заседании Государственной Аттестационной комиссии. На заседании, могут присутствовать студенты, преподаватели, представители производства и все желающие. Присутствие руководителя защищаемого проекта обязательно.
Студент, защищающий дипломный проект, развешивает графическую часть так, чтобы всем членам ГАК был хорошо виден весь материал.
На доклад по проекту студенту отводится до 10 минут, в течение которых он должен изложить основные положения своей работы, акцентируя особое внимание па наиболее интересных, лично им разработанных разделах темы. При защите проекта студенту может быть задан любой вопрос по теме и содержанию дипломного проекта.
Каждый член ГАК свои вопросы к студенту записывает в специальный бланк и все они заносятся в протокол заседания ГАК по каждому студенту отдельно.
После публичной защиты проектов члены ГАК на закрытом заседании обсуждают результаты и выносят решение об их оценке, которая определяется как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», и присвоении студенту квалификации инженера-строителя. Решение принимается открытым голосованием членов ГАК.
Руководитель проекта, если он не член ГАК, в закрытом заседании участия не принимает. При оценке проекта учитывается качество выполнения и оформление проекта, доклад, ответы на вопросы и т. д.
Студенту, сдавшему экзамены с оценкой «отлично» не менее, чем 75% всех дисциплин учебного плана и защитившему дипломный проект с оценкой «отлично», а по остальным — с оценкой «хорошо» выдается диплом с отличием.
Студент, выполнивший дипломный проект, но получивший при защите неудовлетворительную оценку, решением ГАК может быть допущен к повторной защите, того же проекта, после внесения соответствующих исправлений, определяемых комиссией, или проекта по новой теме в очередной срок работы ГАК, но не позднее чем через три года после первой защиты.
Результаты защиты дипломных проектов заносят в протокол, который подписывает председатель и все члены ГАК, а затем объявляют студентам.
Дипломы об окончании института вручаются ректором института в торжественной обстановке.