С каждым годом на автомобильных дорогах увеличивается количество автомобилей, грузоподъемность транспортных средств, что в свою очередь увеличивает нагрузку на дорожное покрытие в целом. В связи с этим, разработчики пытаются найти различные методы по сохранению покрытия автомобильных дорог, сохранению прочности и ровности дорожного покрытия, увеличению сцепления автомобиля с дорожным покрытием, что в конечном итоге приведет к увеличению безопасности движения транспортных средств и срока службы конструкции дорожной одежды.
На сегодняшний день одной из таких технологий может быть использование в верхнем слое покрытия дорожной одежды щебеночно-мастичного асфальтобетона, использование которого, согласно различным данным увеличивает срок службы покрытия до 20 лет.
Разработан этот материал в Германии в 60-х годах прошлого века. Широкое применение он получил в последние десять – пятнадцать лет для устройства верхнего слоя покрытия на автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения во многих странах и не только Европы.
Приготовление данной асфальтобетонной смеси не требует дополнительных технических устройств, процесс экономичен и функционален. И, что немаловажно, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона дает возможность устраивать тонкослойные верхние слои дорожного покрытия, при этом сохраняя хорошие эксплуатационные характеристики, стабильность и долговечность покрытия.
В настоящее время в мире насчитывается более 10 марок щебеночно-мастичного асфальтобетона, отличие которых заключается в различной крупности применяемого щебня, от размера которого и зависит толщина верхнего слоя покрытия (от 3см до 6см).
При эксплуатации автомобильных дорог одной из насущных проблем является образование колеи на асфальтобетонном покрытии, причина возникновения которой обусловлена рядом различных факторов. Прежде всего, это связано со свойствами материала, используемого для устройства покрытия верхних слоев дорожной одежды, самой конструкции дорожной одежды в целом и нагрузками на покрытие, связанными с движением автомобильного транспорта.
Все это в целом ведет к нарушению безопасности и комфортности движения на дорогах. И если уменьшить нагрузку на дорожное покрытие в силу динамично развивающейся интенсивности движения и увеличивающейся грузоподъемности мы не в силах, то применить материал, который будет способствовать улучшению качества покрытия возможно. Материалом, который в большей степени обладает этими качествами, является вышеупомянутый щебеночно-мастичный асфальтобетон.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – это смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка), стабилизирующей добавки и битума, дозированных в заданных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
ЩМАС по праву завоевал высокую популярность по всему миру как довольно износостойкий материал, применяемый для дорожных покрытий на высоконагруженных трассах, в аэропортах и морских портах.
Верхний слой покрытия, устраиваемый с применением ЩМАС, обладает комфортными и безопасными качествами, сам материал обладает большой шероховатостью и, что очень важно, обладает способностью поглощать шум при движении транспортных средств.
Этот материал представлен жесткой каркасной структурой из щебня, что позволяет формировать остов асфальтобетонной смеси и обуславливает высокую сопротивляемость пластическим сдвижным деформациям. Большое количества битумного вяжущего, которое заполняет пространство между зернами каменного материала, делает щебеночно-песчаный асфальтобетон долговечным материалом, который может противодействовать растягивающим напряжениям.
Жесткая каркасная структура щебеночно-мастичного асфальтобетона в отличие от обычных асфальтобетонов распределяет нагрузку по максимальной площади поверхности и уводит её в нижние слои дорожного покрытия, уменьшая тем самым износ «лицевой» части дороги. В результате существенно снижается деформация покрытия, в том числе, существенно снижается образование колеи и трещин.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает качествами, которые дают ему преимущество перед другими видами асфальтобетона. А именно:
- сдвигоустойчивость при высоких температурах;
- шероховатая поверхность, способствующая хорошему сцеплению с колесом автомобиля;
- высокая износостойкость, в том числе, к действию шипованных шин;
- большой водонепроницаемость;
- повышенная трещиностойкость при деформациях.
Сдвигоустойчивость для асфальтобетонного покрытия означает способность сопротивляться пластическому деформированию при многократной нагрузке от транспортного средства.
Появление трещин в верхнем слое покрытии дорог зависит от многих факторов, одним из которых является воздействие на дорожное покрытие шипованных шин легковых автомобилей, которые двигаются на высокой скорости, и, в меньшей степени, от обычных шин тяжелых грузовых автомобилей.
После проведения различных исследований можно прийти к выводу, что использование в верхнем слое дорожного покрытия щебеночно-мастичного асфальтобетона уменьшает повреждение поверхности покрытия на 25-50 %. Это может быть сравнимо с эффектом, полученным от замены шин с металлическими шипами на шины со специально разработанными «облегченными» шипами.
Также характерной способностью ЩМАС является получение высоких показателей шероховатости и сцепления покрытия с колесом автомобиля, в том числе, и на мокром покрытии, что в свою очередь увеличивает безопасность движения в целом.
В большинстве стран мира строительство дорожных покрытий с применением ЩМАС развивается ускоренными темпами, что, в конечном итоге, приведет к улучшению общей дорожной сети и безопасности движения.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон получил широкое распространение в Скандинавских странах, Канаде, Австралии, а в последние годы - в США и Китае, постепенно вытесняя другие виды асфальтобетонных смесей.
Напрашивается вопрос: почему же ЩМА, обладая такими высокими качествами долго, не находил применения на наших дорогах? Ответ прост: до настоящего времени отсутствовала необходимая техника, способная реализовать технологию приготовления и укладки щебеночно-мастичных смесей и позволяющая, получить высококачественный кубовидный щебень, отвечающий высоким требованиям.
С появлением такой техники для приготовления и устройства слоев из ЩМАС у дорожников появилась возможность строить качественные дороги с асфальтобетонным покрытием, учитывая все требования сегодняшнего времени.
При составлении статьи были использованы материалы учебного пособия Костина В.И. «Щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорожных покрытий» и статьи В.П.Батраковой «Особенности применения, технологии применения и укладки щебеночно-мастичного асфальтобетона».