В России ежегодно образуются несколько миллионов кубометров асфальтобетонного гранулята, являющегося материалом фрезерования изношенных асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог, и эта цифра ежегодно растет. Большая часть данного материала используется как альтернатива инертных материалов при укреплении обочин, устройстве оснований дорог низших категорий, и только лишь малая часть асфальтобетонного гранулята используется повторно для производства новых асфальтобетонных смесей.
Асфальтобетонный гранулят, или, как в простонародий его называют, «асфальтовая крошка» является ценным материалом, содержащим в себе минеральные материалы и битума. В нем содержится более 99% материалов, использованных ранее при производстве данного асфальтобетона, из которого впоследствии будет получен гранулят. Разница между новым и состаренным асфальтобетоном заключается лишь в том, что битум, входящий в его состав, состарился и потерял свои первоначальные свойства пластичности, и, в следствии этого, асфальтобетон утратил несущие и сдвиговые способности.
Существующие в настоящий момент технологии регенерации асфальтобетона для производства новых асфальтобетонных смесей позволяют использовать асфальтобетонный гранулят в качестве добавки к новому асфальтобетону в количестве не более 30%, на практике же используется до 20% Увеличивать данную норму расхода не представляется возможным в связи с тем, что качество нового асфальтобетона с включенным в него асфальтобетонным гранулятом резко снижается, и его физико-механические свойства не соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов».
Хотелось бы ознакомить вас с новой технологией в области горячей регенерации асфальтобетонов, являющейся разработкой российских специалистов.
Технология регенерации асфальтобетонов «ANT» привлекает к себе внимание прежде всего тем, что она в корне отличается от существующих в мире технических решений по вторичному использованию асфальтобетонного гранулята. Технология позволяет использовать гранулят в количестве до 99,9% от массы новых асфальтобетонных смесей. Суть технологии заключается в регенерации состаренного битума, входящего в состав гранулята. Данный процесс происходит за счет применения препарата «Органический регенератор асфальтобетона «ANT», который производит направленную окислительно-восстановительную реакцию в битуме. За счет этого, битум «омолаживается» и восстанавливает свои физико-механические свойства. В случае необходимости, для достижения всех требований ГОСТ, производится добавление к асфальтобетонному грануляту недостающей фракции каменных материалов, минерального порошка и битума, т.е. возможно улучшение состава новой регенерированной асфальтобетонной смеси. Чаще всего приходится использовать щебень 5-20мм в количестве до 30% и битум 1%-2%. Но все это определяется на стадии подбора регенерированной смеси в лабораторных условиях.
Технология «ANT» позволяет снижать сметную стоимость асфальтобетонной смеси от 30% до 60% относительно новых смесей, производимых вновь из минеральных материалов и битума. Это достигается за счет повторного использования имеющихся материалов, низкой стоимости регенератора «ANT», а также снижения энергоресурсов, расходуемых на смесительной установке.
Кроме того, технология горячей регенерации «ANT» уникальна тем, что она может быть применена на всех типах асфальтобетонных заводов. Разработана и апробирована методика, позволяющая при минимальных доработках производить разогрев и переработку асфальтобетонного гранулята в имеющихся асфальтобетонных заводах.
Кроме всех вышеперечисленных достоинствах хотелось бы упомянуть о том, что регенерированные смеси имеют пониженный температурный порог уплотнения. К примеру, регенерированные смеси, производимые из асфальтобетонного гранулята содержащего в себе битум с пенетрацией 60/90, имеют нижний температурный порог уплотнения в 700С, а битум 40/60 соответственно в 900С.
Думаю, что применение данной технологии позволит значительно расширить возможности вторичного использования асфальтобетонного гранулята, что очень актуально для России в период финансового кризиса, необходимости капитального ремонта и реконструкции огромного объема автомобильных дорог.